![]() |
| Рис.1 |
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО КУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ УЧАЩЕГОСЯ КАК КОРЕЛЛЯТ ДОСТОЙНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ШКОЛЬНИКА
Зыков М.Б.,
доктор философских и
экономических наук,
профессор кафедры философии
и социальных наук ЕГУим. И.А. Бунина, Россия;
Президент корпорации «Человеческий
гений», США
Сабанина Н.Р.,
Студент МИОО, кафедра «Философии
религии и религиоведения»,
директор музея "Человеческий
капитал
(ресурсный центр формирования социального
капитала)»"
ГБОУ СОШ №2056, г. Москва
Проблема роста детской, и в частности подростковой
преступности остаётся одной из главных в современной Российской жизни. Весьма
важной остаётся и проблема частых проявлений асоциального поведения школьников.
Обычно критериями асоциального поведения являются число приводов и записей в детской комнате полиции, число
разбирательств в суде или психиатрических обследований учащихся в
специальных учреждениях департамента образования. Кроме того релевантная
информация хранится у психологов школы, так как в их должностной
инструкции одним из важных пунктов стоит
выявление случаев девиантного поведения учащихся. Все такие случаи
психологи должны письменно
регистрировать и давать отчёт директору школы ежегодно и составлять список
детей состоящих в «группе риска». Кроме того в России существует институт
социальных педагогов, которые выполняют
роль профилактики случаев
асоциального и девиантного поведения учащихся. Однако во всех этих случаях, как правило,
речь идёт об уже свершившихся фактах асоциального и девиантного поведения.
Воспитательная же задача школы, за деньги налогоплательщиков, состоит в составлении постоянных текущих
списков группы риска и ранняя опережающая профилактика девиантного и
асоциального поведения. Данная статья посвящена вопросу теоретической
разработки методик способных обеспечивать эффективное выявление групп риска
девиантного и асоциального поведения учащихся, а так же ранней, опережающей
профилактики таких отклонений.
1.Дифференцировка понятий «девиантное» и
«асоциальное» поведение. Девиантным поведением называется
отклонение от правил «общежития» в рамках основного жизненного цикла корпорации
любого уровня от семьи до страны в целом [Зыков, Самара]. Чтобы воспользоваться
этим определением необходимо определить,
что такое основной жизненный цикл общества. Люди рождаются (это первая из
основных сфер жизнедеятельности общества – народонаселение), из неразумных детей
превращаются в дееспособных и правопослушных граждан страны (это вторая из трёх
основных сфер жизнедеятельности общества – народное образование) и, затем работают
или трудятся на благо общества в третьей сфере жизнедеятельности – народном
хозяйстве, получая так называемую заработную плату или доход от участия
в народном хозяйстве, люди получают возможность содержать самих себя, заводить
семью, детей, воспитывать их и т.д. Так замыкается основной жизненный цикл
общества (ОЖЦО). Такое понимание жизни
справедливо как для отдельного индивидуума (24 часа его суток в норме
делятся на три части: отдыха и самовоспроизводства – 8 часов, участвование в
самосовершенствовании и воспитании других – 8 часов, участие в народном хозяйстве – 8 часов), так
и тем более для семьи и для всех остальных социальных групп (от учреждений до страны в целом). В норме люди ведут себя
так, чтобы как «белки в колесе» участвовать в этом основном жизненном цикле
общества (ОЖЦО). Ведут они себя так не потому что боятся сесть в тюрьму или
быть оштрафованными, а потому, что в нормально организованном обществе людям нравится
активно и позитивно участвовать в ОЖЦО. Так, например, молодым взрослым хочется
завести семью и иметь детей, детям хочется пойти в школу и нравится учиться в
ней, выпускникам системы образования хочется работать и применять свои знания,
умения и навыки на благо общества. Особенно ценным для человека является его
творческий труд, на что общество отвечает человеку его материальным
благополучием. Участники ОЖЦО хотят тратить деньги на поддержание собственной
семьи и воспитание детей. Такое понимание является строгим определением нормы социального поведения.
Всякое оклонение от него является девиантным поведением. Например, девочка
забеременневшая в 15 лет и сделавшая аборт, с большой вероятностью не сможет
больше родить ребёнка, следовательно вся её жизнь после этого поступка
становится девиантным поведением. Та же девочка уже будучи взрослой выйдя замуж
и не имея физиологической возможности зачать ребёнка, может договориться с
мужем об усыновлении чужих детей; при этом
она перейдёт из зоны девиантного поведения в поведенческую норму. Или другой
пример. Участник народного хозяйства, который отказывается платить налоги,
государственный чиновник, врач или учитель, берущий взятки за выполнение услуг
предписанных ему должностными инструкциями, преступным насильственым путём
изымает средства из ОЖЦО, совершая при этом асоциальный поступок. То, что он
при этом занимается благотворительностью: открывает школы и приюты, никаким
образом не спасает его от обвинений в асоциальном поведении. Заметим, что во
многих случаях, виновным в девиантном или асоциальном поведении оказывается не
сам индивид, а несовершенство законов общества, в котором он живёт, а
ответственность ложится всё равно на него.
Например, в России существует уже более 42 исправительно-воспитательных
колоний для несовершеннолетних, и более 70 колоний для женщин с детьми
[ссылка]. Из 8 000 000 заключённых в мире один миллион сидит в
Российских тюрьмах, хотя население России составляет 1/50 часть мира. Понятно,
что причиной такого явления является не какая-то «плохость» Российских подростков, матерей или
населения в целом, а несовершенство современных российских законов. То же самое
девиантное поведение школьников, связано с несовершенством правил и законов регулирующих систему образования: в 2013 году
162 тысячи. Школьников были пойманы за
руку при использовании электронных устройств при сдаче экзамена ЕГЭ и
пострадали их учителя – это чёткое проявление массового асоциального поведения
школьников организованное самим государством в лице министерства образования и
науки.
В этой точке мы подошли к тому рубежу, на котором
остановилась современная советская девиантология, которая рассматривает
проблему девиантного и асоциального поведения как личную проблему каждого
индивида, как отклонение его психики
нормы, не обращая внимание на то, что общество в котором живёт этот
идивид само может быть абсолютно не нормальным.
Кто является гарантом и хранителем ценностей национальных ценностей
народа – руководство страны или сам народ. На этот вопрос выающийся российский учёный
И.А. Ильин в разделе «о русском национальном самостоянии» [Ильин И.А. Наши
задачи// Париж-Москва: Изд. ИМКА-Пресс, 1992г., 272 стр., стр.199] отвечает так
« Современные поколения русских людейпроходят через трудную историческую школу,
которая должна освободить их от всяких политических и национальных иллюзий
и открыть им глаза на
своеобразие русского народа, на драгоценную самобытность его культуры. Довольно слепоты, наивности и легковерия!
Тот, кто любит Россию, обязан зорко наблюдать, предметно мыслить, и делать
выводы. Только тогда ниспосланные нам уроки не пропадут даром». Зададимся
вопросом, демонстрируют ли такие носители национальных ценностей «настоящей
России» (в терминологии Ильина) социально-негативное поведение (асоциальное) [Крылов
А.А., Психология] или, наоборот, социально-позитивное поведение – ответ на этот
вопрос отнюдь не пост, но практически очень важен. Именно он определяет чему и как мы будем учить детей в
школе, как будем их воспитывать. Современная российская девиантология [Змановская] не торопится с
тем, чтобы сделать необходимый шаг в нужном направлении, хотя ведущие
специалисты теории и практики социально-культурной деятельности ясно указывают
на то, что этот шаг должен быть сделан в направлении развития культурной
антропологии. Так, один из ведущих специалистов в России в этой области Н.Н. Ярошенко
в своей работе «История и методология теории социально-культурной
деятельности» пишет, что социально-культурная деятельность (СКД) изучает «пути гармонизации взаимодействия
человека и социума в пространстве культурных ценностей… поэтому наиболее продуктивным является путь
определения понятия СКД в контексте
изучения культурно-антропологических оснований этой деятельности. Таким образом,
Н.Н. Ярошенко определяет СКД как особый вид педагогической деятельности, в
процессе которой ценности культуры сущностно, обуславливают
формирование качественно новых общественных отношений (в динамике
духовно-ценностных оппозиций: личность – общество, социальная группа-общество,
соц. группа-соц. группа и т.д.)…»
[Ярошенко].
Помимо социального измерения (СКД) феномена
культурного наследования человека, по мнению
Соколова А.В., следует учитывать и индивидуальное измерение, называемое им - индивидуальной культурной деятельностью (ИКД).
ИКД включает в себя – самореализацию
личности (создание культурных ценностей), индивидуализацию личности
(саморазвитие личного, духовного и физического потенциала), социализацию
личности (освоение ЗУНов культурного использования природных ценностей, памятников культуры и
духовных культурных ценностей) [Ярошенко, история, стр. 363 цит по. Соколов А.В. Феномен, стр. 18-19]. Проблема заключается в том, что ни в одной из этих работ не раскрываются
ни механизмы рождения и природы
ценностей, ни тем более механизмы создания этих ценностей культуры, что делает
практически невозможным эффективное управление процессами творчества в
социуме, а так же формирование
творческих способностей, в основе которых лежат смысловое критическое мышление
и творческая интуиция всесторонне развитой личности. Самое главное, в механизме использования ценностей в
творческом процессе ребёнка, является проблема воспитания чувств: насколько ребёнок
привык опираться в равной степени как на своё мышление, так и на чувства, ведь абстрактное мышление развивается строго параллельно способности
ребёнка к чувственному абстрагированию.
Необходимо определить, что сами
ценности, являются высшим проявлением чувственного абстрагирования, а не
вербального. При этом духовностью называется способность человека руководствоваться
в своём поведении системой его онтичных ценностей (III сигнальной системой по И.П. Павлову ).
Исходя из вышесказанного для
многих авторов очевидно, что воспитательно-педагогический эффект,
затрагивающий развитие всех «трёх этажей» человека: биологического,
социального и духовного [], а не только первых двух, как принято в традиционной
российской школе, является не только
методически осуществимым, но и объективно-измеримым показателем, при
условии использования достижений современной антропологии,
включающей в себя единое системное понимание таких гуманитарных наук как
психология, педагогика, культурология, социология, философия и др.
Измерения «нравственного возраста»,
«нравственного качества сознания» индивидов и групп по степени
внутренней связности нравственных
представлений, являясь по существу
измерениями сложных психических процессов, исследуются уже более 100 лет
такими известными учёным как Дж. Келли, Ж. Пиаже, Л. Кольбергом и К.
Роджерсом; из современных инновационных
разработок можно указать на исследования
доктора педагогических наук Ф.Н. Козырева, в
которых он выводит единый показатель «нравственного развития личности» [Козырев].
Второй значимой проблемой в формировании
социально-позитивного поведения является
то, что большинство подобных измерений,
являясь чисто диагностическими, не имеют
механизма обратной корректирующей связи, отражающей реальную модель взаимодействия личности со
своей индивидуальной социокультурной
средой.
Именно на разрешение двух вышеуказанных проблем нацелена работа музея «Человеческий капитал» ГБОУ СОШ № 2056 в рамках работы инновационной площадки по гуманитаризации образования. Разработанная нами модель интегрированной социокультурной среды школы и города, позволяет: 1.Формировать необходимую и достаточную для всестороннего гармоничного развития личности социокультурную среду на уровне современного цивилизационного развития общества. Современным российским обществом на сегодняшний день освоено не менее 22 форм культуры, формирующих социокультурное пространство РФ (в развитых странах насчитывается около 44 форм культуры). Таким образом, социокультурная или цивилизационная воспитательная матрица школы должна состоять не менее чем из 22 форм культуры. Это значит, что современный педагог обязан быть личностью - носителем не менее чем 22 ценностей форм культуры: чувственно, понятийно и деятельно, а развивающая среда семьи школы и улицы должна быть представлена всеми материальными артифактами и экзибитами соответствующих форм культуры. Только в таких условиях возможно полноценное развитие нового человека - гражданина своей страны и творца культуры, в основу которого положена разработанная нами теория и практика формирования и развития человеческого и социального капиталов. Тезисно её можно представить следующим образом (рис.1):
1.
На протяжении
всей истории человечества богатство добываемое из окружающей среды каждой группой
людей или страной, пропорционально её суммарному капиталу, в котором в
современном мире человеческий капитал играет доминирующую роль.
2.
Ежегодное
добываемое богатство страны (ВВП) пропорционально в развитых странах её социальному капиталу, и в незначительной
степени от двух других- физического и финансового. В России ВВП зависит в
основном от ресурсов взятых из недр земли – её физического капитала.
3.
Социальный
капитал состоит из суммы человеческих капиталов граждан страны при условии
идеального управления её.
4.
Человеческий
капитал состоит из шести компонентов (рис 1), основным из которых является
совесть.
5.
Совесть
определяется системной совокупностью онтичных ценностей форм культуры представленных в
сознании.
6.
Вероятность
проявлений девиантного и антисоциального поведения школьника напрямую зависит
от соотношения в его сознании онтичных-, псевдо- и антиценностей (см. таб. 1), что выявляется например, методом
анкетирования.
7.
В России главным
ресурсом снижения асоциального
поведения школьников является
форсированное увеличение их человеческого капитала.
2.Осуществлять психолого-педагогическую диагностику и коррекцию развития личности, в
том числе профилактику и предупреждение асоцильного поведения.
Разработанная
нами анкета ценностей позволяет определить уровень общего культурного развития (ОКР),
выявить «нравственный возраст» человека
и разработать индивидуальный план освоения ценностей культуры, на основании существенно детализированной нами теории развития человека и общества цивилизационно-экономическими формациями.
Низкий показатель ОКР будет свидетельствовать о том, что ребёнок отличается девиантным поведением и попадает в «группу риска» асоциальных
проявлений.
СВЕТСКИЕ ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ
|
|||||
Ступень
цивилизационного
развития
|
Цивилизационное
кольцо семьи, города, страны, человечества
|
Индивидуальное
цивилизационное кольцо (сознание)
|
|||
Человек
с девиантным поведением
(ЭМИР)
|
Обыватель
(СИЛАЧ)
|
Человек
совести
(АВАТАР)
|
|||
Форма культуры
|
Антиценность
|
Псевдоценность
|
Онтичная ценность
|
||
Древность
(100-10 тыс.
до н.э.)
|
1
|
Пракультура
|
Обладание
|
Дары природы
|
Жизнь
|
Община
(10 – 2
тыс.л. до н.э.)
|
2
|
Язык
|
Слэнг
|
Молчание
|
Искренность
|
3
|
Рынок
|
Хочу
|
Выгода
|
Честность
|
|
Рабовладение
(2000 до
н.э.- 400 г.н.э)
|
4
|
Религия
|
Суеверие
|
Соборность
|
Вера
|
5
|
Право
|
Блат
|
Милосердие
|
Справедливость
|
|
6
|
Управление
|
Я Главный
|
Строй
|
Результат
|
|
Средневековье
(V в.- XIVв)
|
7
|
Техника
|
Стиль
|
Стандарт
|
Надежность
|
8
|
Быт
|
Роскошь
|
Порядок
|
Комфорт
|
|
9
|
Возраст
|
Солидность
|
Независимость
|
Зрелость
|
|
10
|
Искусство
|
Цена
|
Акцент
|
Гармония
|
|
Феодализм
(XIV – XVIIв.в.)
|
11
|
Семья
|
Люби меня
|
Равновесие чувств
|
Взаимная любовь
|
12
|
Хозяйство
|
Жадность
|
Изобилие
|
Достаток
|
|
13
|
Образ жизни
|
Эгоизм
|
Альтруизм
|
Онтичность
|
|
14
|
Образование
|
Интерес
|
Аттестат
|
Человеческий капитал
|
|
15
|
Наука
|
Сам знаю
|
Согласие
|
Истина
|
|
Капитализм
(XIIX – XIXв.в. )
|
16
|
Экономика
|
Богатство
|
Стабильность
|
Человеческое достоинство
|
17
|
Здоровье
|
Привлекательность
|
Самочувствие
|
Самореализация
|
|
18
|
Политика
|
Власть моя
|
Авторитет
|
Надежда
|
|
19
|
Война
|
Победа
|
Реванш
|
Гуманизм
|
|
20
|
Мораль
|
Традиция
|
Приличие
|
Честь
(Невинность)
|
|
21
|
Детство
|
Любопытство
|
Я взрослый
|
Искренность
|
|
Социализм
(XXв.)
|
22
|
СМИ
|
Сенсация
|
Рупор власти
|
Правда
|
23
|
Тектология
|
Непредсказуемость
|
Эрудиция
|
Целостность
|
|
24
|
Диалектика
|
Лень мысли
|
Противоречие
|
Развитие
|
|
25
|
Труд
|
Работа
|
Долг
|
Творчество
|
|
26
|
ИКТ
|
Развлечение
|
Быстродействие
|
Всеединство
|
|
27
|
Игра
|
Вседозволенность
|
Азарт
|
Свобода
|
|
28
|
Пол
|
Привлекательность
|
«М-Ж»
полярность
|
Чувство Рода
|
|
Глобализм
(XXIв.в.)
|
29
|
Время
|
Мало времени
|
По-очереди
|
Всему свое время
|
30
|
Синергетика
|
Анализ
|
Системность
|
Синтез
|
|
31
|
АЖП (активная жизненная
позиция)
|
Везде поспеть
|
Участвовать по мере сил
|
Действовать в нужном месте в нужное
время в нужном направлении
|
|
32
|
Судьба человека
|
Я Крутой
|
Как все
|
Гений
|
|
33
|
Гражданство
|
Прекрасное
|
Величественное
|
Вечное
|
|
34
|
Этика
|
Вежливость
|
Коллективизм
|
Совесть
|
|
35
|
Эстетика
|
Самолюбование
|
Мода
|
Красота
|
|
36
|
Любовь
|
Влюблённость (радость)
|
«М+Ж=человек»: чувство второй половины (верность)
|
Обожение жизни
|
|
Коммунизм
(Гуманизм)
(XXII в.в.)
|
37
|
Философия
|
Мнение
|
Закон
|
Сущность
|
38
|
Пространство
|
Пустота
|
Родина
|
Вселенная
|
|
39
|
Движение
|
Хаос
|
Изменение
|
Развитие
|
|
40
|
Энергия
|
Страсть
|
Могу
|
Сила
|
|
41
|
Материя
|
Субстанция
|
Собственность
|
Государство
|
|
42
|
Информация
|
Информационное поле
|
Знание
|
Смысл
|
|
43
|
Род
|
Смерть
|
Круг жизни
|
Рождение
|
|
44
|
Творчество
|
Поиск
|
Комбинаторика
|
Новое
|
|
45
|
Счастье
|
Покой
|
Эйфория
|
Вдохновение
|
|
1.
Создавать предпосылки
опережающего развития национальной системы образования.
Учитывая
опережающий принцип современной образовательной
системы социокультурная матрица школы
должна содержать не менее чем 36 форм
культуры («36+»). Сложность подобного похода заключается в том,
что образовательные программы традиционной школы сильно формализованы, что
усиливается существующей системой оценки
образовательных результатов (к
сожалению, содержанием и результатом современной системы образования по сей
день является ЕГЭ, а не здоровье, интеллект и нравственная зрелость ребёнка),
экономическим неблагополучием
российского общества,
проявляющимся, например, в слиянии школ, и уничтожении их сложившегося
благоприятного, дружественного
микроклимата, фактическим снижением дохода учителей, снижением доступности и качества бесплатного дополнительного
образования и др. Помимо всего прочего,
по причине интенциональности сознания, развивающая образовательная среда
«36+» должна содержать, соответствующие материальные
предметы и инициировать процессы ещё не
освоенные всем обществом, а, следовательно, инновационные, обеспеченные соответствующими
методическими разработками и продуктами, что так же требует использования дополнительных человеческих и материальных вложений, в рамках общего бесплатного среднего
образования, что никоим образом не
предусмотрено бюджетной политикой РФ. То же касается и учреждений высшего
образования и науки. Можно с
уверенностью утверждать, что пока вышеуказанные
препятствия не будут преодолены, ни о каком выходе из социально-экономического
кризиса говорить не приходится.
1.
Активно
участвовать в осуществлении государственной культурной политики РФ.
Несмотря на чисто декларативный характер
предложенного общественности проекта «Основ государственной политики РФ», он
заключает в целом правильное направление
развития культуры в России. Дополненное
современным цивилизационно-экономическим аспектом понимания культуры и современной теорией и практикой формирования и
развития личности, а именно её человеческого
капитала и социального капитала страны, каждый школьный музей российской национальной системы образования,
будет подключён к работе по осуществлению государственной культурной политики в
9 из 12 её основных положений. А,
следовательно, выпускник школы будет готов не только к включению в ОЖЦО, но и к
культурному творчеству, определяющему развитие государства в целом и
благополучное, счастливое существование каждого его гражданина в отдельности.
Список
литературы:
1.
Ярошенко Н.Н.
История и методология теории социально-культурной деятельности: Учебник.- Изд.
2-е, испр. и доп. – М.:МГУКИ, 2013. – 456с. ISBN 978-5-94778-300-1
2.
Козырев Ф. Н.
Измерение нравственного развития личности методом дилемм // Новое в
психолого-педагогических исследованиях. – 2013. – № 1. – С. 79-95
3.
Соколов А.В.
«Феномен социально-культурной деятельности».- СПб.: СПбГУП, 2003. – 204 с.
4.
Ильин И.А. Наши
задачи// Париж-Москва: Изд. ИМКА-Пресс, 1992г., 272 стр., стр.199
5.
Змановская
Е.В. Девиантология: (психология
отклоняющегося поведения): учеб.пособие для студ. выс.уч. заведений.-2-е изд.,
испр. – М.: Издательский центр «Академия»,2004.- 288 с. ISBN 5-7695 -1782-4
6.
Крылов А.А. Психология, стр. 127, Интернет-ресурс:
http://bookap.info/genpsy/krylov_psihologiya/gl127.shtm

0 коммент.:
Отправить комментарий